Новости

14.09.2015

Письмо М. И. Башмакова о "Пегасе-2016"

Дорогие друзья!

«Пегасу» исполнилось три года. Из маленького жеребёнка он превращается в сильного скакуна, способного увлечь школьников в мир художественного слова. Каждый год этот конь надевает на себя новую попону с вытканной на ней строкой – темой очередной игры. В этом году такой темой выбрано латинское выражение Homo ludens Человек играющий. Вместе с двумя другими – Homo sapiensЧеловек разумный и Homo faber Человек творящий – оно образует триаду основных ипостасей человеческого существования.

Если после работ Декарта и Паскаля стало казаться, что способность к мыслительной деятельности является главной особенностью и назначением человека, а после формулировки А. Н. Леонтьева «Деятельность – сознание – личность» все дискуссии о развитии человека были о работе, созидании, деятельности, то сейчас на первый план выходит игра, и мы обращаемся к исследованиям голландского философа Йохана Хейзинги, выполненным почти сто лет назад.

Вся наша жизнь – это игра. Даже само наше существование некоторыми философскими системами воспринимается как игра богов в кости. Мы не будем излагать теорию Хейзинги, отсылая вас к его книге «Человек играющий» или ко второму выпуску нашего альманаха «Ипокрена», а только скажем, что в каждом явлении человеческой культуры или проявлении человеческой деятельности можно увидеть игровую основу. Поэтому не нужно, строго говоря, задавать вопрос о каждом задании нашего очередного конкурса: «А где здесь игра?». Она там есть, и размышления об этом могут заметно расширить кругозор и обогатить восприятие художественных текстов. Пожалуй, из всех выявленных голландским философом признаков игры, мы напомним лишь первый: игра свободна, она сама есть свободный выход из обыденной жизни, прерывая каждодневный процесс течения времени и дел, вызывая действия, не связанные с материальным интересом, и которая исчерпывается в себе самой, совершаясь ради удовлетворения, доставляемого самим этим свершением.

Отвечая на пожелания учителей составлять задания так, чтобы их можно было использовать в учебной работе со всем классом, а не только вызывать интерес у школьников, увлекающихся литературой, мы впервые используем новую форму игрового задания.

В каждом варианте первые 10 вопросов посвящены одному литературному произведению или комплексу произведений из типовой школьной программы по литературе. Произведения мы объявляем сейчас, чтобы участники смогли подготовиться к игре,
а учителя получили бы материалы для классной работы.

2 классы – Басни М. В. Ломоносова, И. А. Крылова, Л. Н. Толстого, С. В. Михалкова.

3–4 классы – А. А. Милн «Винни Пух и все-все-все» в переводе Б. Заходера.

5–6 классы – Л. Кэрролл «Алиса в Стране чудес», «Алиса в Зазеркалье» в переводе Н. Демуровой.

7–8 классы – А. С. Пушкин «Борис Годунов».

9–11 классы – А. С. Грибоедов «Горе от ума».

Перед игрой будет полезно прочитать или перечитать эти произведения, а также воспользоваться заданиями для подготовки к конкурсу, которые будут доступны на сайте конкурса http://konkurs-pegas.ru (конкурс-пегас.рф) с октября 2015 г. Кроме того, мы надеемся, что после проведения игры ученики и учителя получат дополнительный толчок
к чтению и новые материалы для углубления учебной работы.

Желаю успеха,
Председатель жюри конкурса «Пегас»
Директор Института продуктивного обучения,
академик РАО                                                                                             М. И. Башмаков

Скачать письмо

Читать все новости
ГлавнаяНовостиО конкурсеУчастникамОрганизаторамКонтактыНаши партнеры
ООО «Ракурс» 2014-2022. Все права защищены.
350000, г. Краснодар, ул. Северная, 326, оф. 313

тел. +7(903) 457-88-77
e-mail: info@konkurs-pegas.ru